22 июня 2018 | 30 пользов. на сайте
 

Иван Грачев: Сложившиеся сегодня межбюджетные отношения федерального центра и регионов оцениваю, как несправедливые

На днях во властных структурах, а именно в Совете Федерации, разгорелся спор о межбюджетных отношениях центра и российских регионов. В частности, упоминалось, что от 67 до 73 процентов доходов поступает в федеральный бюджет. 

- Сложившиеся сегодня межбюджетные отношения федерального центра и регионов я оцениваю, безусловно, как несправедливые – комментирует депутат Госдумы, доктор экономических наук Иван Грачев. Центр забрал себе долю большую, чем взял на себя полномочий. Если с самого начала, то еще в 1990-93 годах мы начинали работу над альтернативным, более справедливым, Налоговым кодексом. Позднее я внес его в Государственную Думу. Там была пропорция: 50 — федеральная составляющая консолидированного бюджета, и 50 — региональная составляющая, с разбивкой примерно пополам, с учетом муниципальной составляющей. То есть примерно 50 — 25 — 25. Я считал, что для России это самая правильная пропорция.

Вот такой был у нас Налоговый кодекс, и он до сих пор в Думе, потому что ни тогда, в 90-е, ни сейчас не устраивает бюрократию. Правда, некоторые новеллы оттуда извлекались и использовались, но в целом, повторяю, альтернативная налоговая система со справедливым распределением доходов в Думе не рассматривается. Не помогло даже то, что в парламенте полно единороссов из регионов. Серьезно ими такие вопросы не ставятся. 

Между тем, нынешняя система, продолжает Иван Грачев, сегодняшние межбюджетные отношения - вообще никого не стимулируют работать и зарабатывать. Ни регионы, ни муниципалитеты, ни фирмы. Налоговая система России — одна из худших в мире, интегральная налоговая нагрузка раза в два выше, чем в США.  И абсолютно не сбалансировано соотношение между Федерацией, регионами и муниципалитетами. В итоге, этим подавляется нормальное развитие. Убежден, надо гнать меньше денег в стабилизационные фонды и сделать нормальные межбюджетные отношения между федеральным центром и регионами. Тогда все будет нормально и с поддержкой слабых регионов.

Понятно, что главы регионов ультиматумы ставить не могут, признает Иван Грачев. Зато они могут четко сформировать фронт единомышленников, тех, кто считает, что надо сильно изменить соотношение в консолидированном бюджете федеральной, региональной и муниципальной долей. Параллельно, чтобы самим главам не подставляться, надо вести какую-то эшелонированную работу — организовать слушания в Госдуме и там напомнить про альтернативные налоговые кодексы, которые давно внесены. Я бы охотно в этом поучаствовал...

Следует понимать, заключает Иван Грачев, что в целом экономическую повестку в стране сегодня контролируют кудринисты (сторонники бывшего министра финансов Алексея Кудрина – ред.). И нынешний министр финансов, Силуанов — всего лишь частное воплощение общего кудринистского направления. Надо поднять более широкую волну — и научную, и административную, с тем, чтобы попробовать воздействовать на управленческие решения в будущем. В принципе, это может стать частью борьбы со сформировавшимся застоем, способствовать изменению экономического курса на новый, который обеспечит хороший экономический рост в стране.

Источник: Пресс-служба